посуточно

olgaПосле покорения древлян Ольга наложила на них еще большие подати, чем ранее: "И наложила она на них дань тяжелую ...". Чтобы закрепить за собой Древлянскую землю, она вводит новые административно-хозяйственные порядки: "И пошла Ольга по земле с сыном своим, с дружиной своей, устанавливая уставы и уроки", т.е., знаки-клейма великокняжеской собственности. Установление этих "уставов" и "уроков" есть не что иное, как упорядочение оброка, как зарождение феодальной ренты, как нормированными отработками на главного землевладельца Киевской Руси.

 

Начиная с 946 года, Древлянская земля управляется наместником Ольги воеводой Свенельдом. Возможным является существование такой гипотезы, что где-то после 956 года, когда Ольга приняла христианство в столице Византии Цесаре граде (Константинополь), Искоростень становится одной из ее резиденций. Ведь известно, что ее сын, великокиевский князь Святослав, был ярым приверженцем язычества и противником христианства: "...и поучала его мать окреститься, и не учитывал он на это, ни к ушам не брал...Сей же Святослав после этого сердился на мать". По сообщениям некоторых исследователей Ольга на склоне лет поселилась в Искоростене. Так, авторы труда "Волынь. Исторические судьбы Юго-западного края "сообщают, что еще в XVIII ст. на высоком правом береге Ужа на скале стояли три каминных креста древней формы и по пересказам это место называют "Святье", где Ольга выстроила первую на Руси христианскую церковь. Это совершенно достоверно, так как в начале нашего столетия во время археологических раскопок здесь было найдено два каминных креста Болгарской формы. Как считал Батюшков П.М. (Волынь. Исторические судьбы Юго-западного края. 1888год), эту церковь Ольги, после ее смерти, древляне развалили, а христианство на Древлянщине насаждалось еще несколько столетий.

В 970 году после смерти Ольги князь Святослав, отправляясь в поход на Византию, посадил княжить своего сына "Олега в Древлянах". Однако после гибели Святослава на днепровских порогах от печенегов, между Олегом и его старшим братом Ярополком, который занял великокняжий стол в Киеве, получился спор, который привел к войне. Причем каждый из братьев вынашивал в этом споре свои планы. С одной стороны Ярополк вынашивает план относительно ликвидации Древлянского удела и включения его в Киевский. С другой стороны после смерти отца Олег был не против отделиться от Киева, тем более, что древляне постоянно старались это сделать. Наверное, Олег и решил использовать это желание древлян к самостоятельности.

Вскоре появилась и возможность, которая стала поводом для войны между братьями. В древлянских лесах охотился сын воеводы Киевского князя Свенельдич. В тоже время на охоту выехал и Олег князь древлянский. В охоте Свенельдича в древлянских угодьях Олег усматривает посягательство на его власть в уделе, который ему принадлежит, и он убивает Свенельдича. Ярополк, подстрекаемый воеводой Свенельдом, выступает против младшего брата: "Пошел Ярополк на Олега, брата своего на Древлянская землю. И вышел против него Олег. И приготовились они оба к бою. И когда столкнулись войска, победил Ярополк Олега. И побежал тогда Олег с воинами своими в город, который носит название Вручий. А был мост через ров к воротам городским, и люди, давя один одного, спихнули Олега с моста в обрыв".

Случилось это в 977 году. Древлянский удел влился в состав Киевского. Еще в 970 году в Новгородскую землю Великим киевским властителем Святославом послано удельным князем малолетнего сына Владимира. Он был наименьшим из сынов Великого князя и родился от его второй жены Малуши Древлянской, т.е. он был внуком Мала Древлянского. Вместе с ним к Новгороду прибыл в качестве регента (правителя к совершеннолетию Владимира) былинный герой Добрыня Никитич, в действительности дядя княжича Добрыня Малович. После подавления древлянского восстания Добрыня, как и его отец и сестра, становится заложником киевских князей. Согласно былине (устной истории народа) длинных десять лет Добрыня был на положении раба при великокняжеском дворе: "Да три года жил Добрынюшка да конюхом ...Ключником, Добрынюшка, замочником". И только после того, как его сестра Малуша ключница великой княгини Ольги, сблизилась с князем Святославом, Добрыня получает волю. Со временем Святослав, заметив  в нем мудрость государственного деятеля и полководца, его богатырскую силу, привлекает к тому кругу людей, которые вместе с князем создавали политику государства.

На 970 год Добрыня Никитич уже очень близко стоял возле князя Святослава, был одним из ближайших его советников и одним из мощнейших и высочайших деятелей Киевской Руси. Свидетельством этого есть и то, что Добрыне было доверено управлять одной из важнейших земель государства Новгородской землей, колыбелью династии Рюриковичей.

То, чего не смог добиться в 945 году Мал Древлянский заменить варяжскую династию Рюриковичей славянской, начал воплощать у жизнь его сын. Заслуга Добрыни заключается в том, что он сумел воспитать будущего Владимира Великого в славянском, а не в варяжском духе, помог ему победить старшего брата Ярослава (ставленника варяжской династии) и занять Киевский престол. В последующие года Добрыня помогал Владимиру превратить Киевскую Русь в одну из мощнейших государств тогдашних времен.

В 988 году киевский князь Владимир провел административную реформу в государстве, суть которой заключается в ликвидации племенной автономии и полном отстранении от власти местных князей. Как административные единицы он вводит "земли", во главе которых ставит особ великокняжеского рода, повсеместно насаждает христианство. Во главе древлянской "земли" он ставит своего сына Святослава. Посылая сынов по уделам, Владимир "послал с ними священников, заповедуя сынам своим, где каждо во области своей повелевать, учить и крестить людей и церкви ставить». Христианство на Древлянщине устанавливалось довольно долго. Указания "сверху" (из Киева) не могли убедить местную людность в необходимости перехода к новой религии. Традиции язычества, вера в богов предков были довольно крепки в нашем крае. Во многих местах еще несколько столетий существовало двоеверие. Старые языческие обряды накладывались на новые, на христианские праздники переносились языческие обряды, а христианские обряды на языческие. Например, панихида за покойником (в поминальные дни) рассматривается, как языческая тризна остатки этого взгляда сохранились и до ныне. До середины XVII, а в некоторых селах до конца XVIII столетия простые люди в нашем крае скрепляли браки без церковного освящения, а "съ плясаниемъ, и гудениемъ, и плесканиемъ" близ старых святых мест.

После смерти Владимира на киевский престол садится его старший сын Святополк и начинает междоусобную войну, со своими братьями, которые князевали в других землях. Посылает он убийц и в древлянскую землю, и Святослав, узнав об этом бежит в Венгерскую землю, на родину своей жены. Но убийцы настигают его где-то в Карпатах и убивают. Произошло это в 1015 году.

Со времени вхождения нашего края в состав древнеукраинского государства Киевской Руси заканчивается процесс формирования феодальных отношений, они становятся господствующими в социально-экономической жизни древлян. Со времени покорения древлянской земли киевскими князьями в начале X ст.. древлянский князь потерял право безраздельной власти на территории своего племени. Однако он еще владелец этой земли и принадлежит к высочайшему рангу феодального общества. Под его рукой были упоминавшиеся летописью в посольстве древлян к княгине Ольги древлянские "лучшие мужи", "мужи нарочита" т.е. представители высшего класса: бояре, феодалы-владельцы.

Опорой князя является также его дружина, которая постепенно превращается в высоко профессиональную военную единицу. Только в период военных действий дружина расширялась за счет свободных крестьян-общинников.

Дружина делилась на две части старшую и младшую. В старшую входили дружинники, добывшие себе славу и высокое положение на службе князя, они становились ближайшими советниками князя. Младшая дружина состояла из меченосцев и метателей. Дружинники князя жилы в своих усадьбах, только часть младшей дружины жила на княжеском дворе, чтобы охранять княжеское имение и всегда быть под рукой властителя. Вместе с владением землей на феодальных правах, дружинники также имели свою долю из дани князя. В вооружение старшей дружины входили кольчуга и меч, младшей копье и боевой топор. Использовали, как вооружение, и такие экзотические виды оружия, как "Дубина" круглая или граненная палка изготовлена из твердых пород древесины дуба, граба. вяза, березы, длиной 60-80см. Толщина рукоятки 2,5-5 см., а головки (боевая часть 10-15см.). В рукоятке делали отверстие, куда заводился кожаный шнур темляк, который надевали на запястье руки. Был еще и "Ослоп" дубина, боевая часть которой была утыкана железными остриями или окована металлом. Таким образом, вокруг князей древлянской земли формируется класс феодалов-землевладельцев, число которых было уже в XI-ХІІ ст. довольно значительным. Свидетельством этого является летописное сообщение о древлянские делегации к княжне Ольге, где упоминается о десятках знатных людей, так и археологическое описание Коростенщины, которая, насчитывает 240 курганов вокруг Коростеня, которые без сомнения являются погребениями представителей феодального класса.

Во главе княжеского хозяйства стоял боярин-огнищанин, при нем находились собиратель подати "подъездной княжь", тиуны, конюх, староста. Сам князь постоянно жил в хоромах своей усадьбы, значительную часть времени он разъезжал по уделу, где вершил суд, собирал дань, давал указания по управлению отдельными территориями, контролировал свою администрацию, проверял военную готовность дружинников, которые жили на значительном расстоянии от княжеского двора. В XI-XII ст. значительным землевладельцем становится церковь, которая наделялась большими земельными владениями, как удельными древлянскими князьями, так и Великими киевскими князьями. Так, в середине XII ст. "древлянская волость" должна была платить дань церкви святой Богородицы в Киеве. Как и раньше, самой многочисленной прослойкой населения были крестьяне-смерды. Это были мелкие землевладельцы, которые владели орудиями сельскохозяйственного производства, наделом земли, реманентом, тягловым скотом. Своим трудом они кормили своих хозяев (бояр, дружинников). Т.е. существовало вотчинное хозяйство.

Но теперь крестьяне в большинстве своем в процессе развития феодальных отношений, становились феодально-зависимыми, что было узаконено статьями "Русской Правды". Одна из них указывала, что штраф за убийство смерда и его имущество, если он не имел потомков мужского пола, шли в пользу землевладельца, т.е. убийство смерда расценивалось, как материальная потеря этого землевладельца. Эта зависимость усиливалась в результате феодальной эксплуатации, феодальных междоусобных войн, половецких набегов, поскольку эти все факторы приводили к потере смердами необходимых для ведения хозяйства средств производства, которая заставляла их идти в кабалу к землевладельцам.

В хозяйственной деятельности жителей Древлянского края этого времени уже полностью преобладают земледелие и скотоводство. Еще во время осады Искоростеня Ольга говорит защитникам города: "... а все грады ваши предашася мнет и ялися по дань, и делать нивы своя и земли своя". Роль охоты, как источника питания, снижается. Однако она не теряет своего значения в хозяйственной деятельности древлян благодаря тому, что превратилась, в основном, в добычу меха, который являлся главным предметом уплаты дани населения местным и киевским князем. Рядом с луком на охоте все чаще применяют силки, капканы, западни, поскольку это давало возможность получать невредимые, а потому и более ценные меха. А вокруг Искоростеня в то время находилось много охотничьих угодий, в которых водились лоси, олени, медведи, кабаны, рыси, белки, куницы, бобры.

Одновременно с охотой важное значение имело и бортничество. Рядом с мехом, мед был вторым по значению предметом уплаты дани у древлян. В связи с тем, что борты в природе не были в большом количестве, население края начало изготовлять их. У живых толстых деревьях срезали верхушку и в срезе выдалбливали углубление, где собиралась дождевая вода. Сердцевина дерева начинала интенсивно выгнивать, и через несколько лет в образованном дупле поселялись пчелы. Со временем борти начали изготовлять в толстых вековых соснах, или липах. Делали борти, как правило, на высоте 5-8 метров от земли. Иногда на одном могущественном дереве толщиной больше метра устроили две-три борты. Обустройство борты нуждалось в большом мастерстве, специальных инструментах и приспособлениях бортного топора, специального тесла, рашпилях, длинных сыромятных ремнях. Борты делались осенью, за зиму они обезвоживались. Для заманивания пчел стенки натирали мятой-мелиссой, медом, прополисом. Рои из дупла выходили дважды-трижды за сезон и стихийно заселяли изготовленные человеком борти.

Одним из наиболее преступлений в то время считалось разорение, или ограбление борты. Так, в "Русской Правде" Ярослава Мудрого за взятие меда с чужой боте предусматривался штраф в 2-3 гривны (равноценно стоимости коня или коровы).

Распространенным оставалось и рыболовство, о чем свидетельствует многочисленные находки во время археологических раскопок рыболовецких орудий крючков, острог, грузил и поплавков от сетей. Уж и ее притоки были богаты на разнообразную рыбу, водились даже осетры. На реках применяли и такой способ лова рыбы как установление язов и заколов (установление поперек реки плетней оград из жердей, кольев, ветвей).

Значительно ускорился и разнообразился процесс развития ремесел. Рядом с традиционными выплавкой железа, кузнечеством, ткачеством, производством одежды и обуви, гончарством, плотничеством возникало даже ювелирное производство. Подтверждением этого являются раскопки археолога Ф.Р.Штейнгеля в 1900 году, во время которых в курганах вблизи Веселовки, Коростеня и Татарнович (Берестовец) было выявлено перснеподобные височные кольца, кольца для пальцев, бусинки, металлические крупнозернистые бусы, а также находки во время раскопок городищ Коростеня в 2001-2008 годах. В гончарном деле рядом с применением традиционного ленточного метода изготовления посуды, когда глину раскачивали на длинные валики и укладывали в виде спирали, а потом их сдавливали и затирали рубцы, широко начал применяться и гончарный круг.

В 1018 году киевский престол занял Ярослав Мудрый. Во время его княжения, и после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году, Древлянской землей управляли непосредственно, или сами киевские князья, или их наместники. Именно начиная со смерти Ярослава, Древлянская земля становится одним целым с Киевским княжеством, хотя в середине ХІІ столетия Древлянщина какой-то период существовала как отдельное удельное княжество. Князья и их наместники, в этот период, на Древлянщине менялись с калейдоскопической скоростью. Так, с 1054 по 1093 Древлянщиной владели великие князья киевские: Изяслав, Святослав, Всеволод сыны Ярослава Мудрого, а с 1093 по 1125 год внуки Ярослава Святополк Изяславович и Владимир Всеволодович Мономах. С 1125 по1139 год сыны Владимира Мономаха Мстислав и Ярополк.

С 1139 по 1146 год Древлянщиной владел правнук Ярослава Мудрого Всеволод Олегович, а с 1146 по 1154 внук Мономаха Изяслав Мстиславович. После него до 1173 года велась  жестокая борьба за киевский престол, поэтому Киев в этот период не имел какого-то влияния на Коростенский край. Ослабление Киева в этой борьбе привело к образованию на Древлянщине удельного княжества. С 1173 по 1210 год несколько раз удельным князем на Древлянщине был один из величайших князей этого периода Рюрик Ростиславич (правнук Мономаха). О Рюрике Грушевский писал: "Любопытно, что это первый князь за весь удельно-вечевой период, который свилъ себя гнездо въ Древлянской земля... сюда почасту уезжаетъ вон изъ "Руской земли", здесь у него свои интересы, "свои орудия". Это земский князь Древлянской земли. "Что интересно, что Рюрик в этот же время девять раз занимал великокняжий киевский престол.

Перед монголо-татарским нашествием земли края отошли к государству Данила Галичского, но в связи с их отдаленностью это присоединение носило формальный характер.

Владимир
ЛУКАШЕНКО

 

Коростенский регион

При наполнении раздела за основу были взяты материалы любезно предоставленные одним из достойнейших жителей нашего края, человеком искренне влюблённым в Родной край, посвятившего всю свою сознательную жизнь изучению истории Полесского региона, сбору и анализу всевозможных данных, которые он черпал из всех доступных ему источников, автору множества книг, очерков и статей обо всём что так или иначе касается Коростенского района начиная от преданий глубокой старины и до сегодняшних дней Лукашенко Владимира Васильевича. Благодаря именно таким, искренне увлечённым людям, мы с вами имеем возможность узнать больше об истории нашего района.
Это один из редких случаев, когда Вы уважаемые читатели, можете ознакомиться с рабочими материалами ещё до выхода книги. Надеюсь, данные материалы поднимут читательский интерес к трудам Владимира Васильевича и увеличат спрос на появившееся в скором времени новое издание «Коростенщина моя…» а также и другим произведениям Лукашенко В.В. которые уже есть, или ещё появятся.
Подобные книги должны присутствовать на книжных полках каждого уважающего себя человека, чтоб не стать „Иванами родства не знавшими” самим, и не дать превратится в них своим потомкам.

Чтоб сделать данную информацию доступной более широкому кругу читателей она будет публиковаться и на русском языке. Если вы обнаружите неточности перевода или ошибки. Просим Вас сообщить ….

Информация подаётся в несколько сокращённом виде. Чтоб узнать больше, рекомендуем вам приобрести книги Владимира Васильевича.

www.korosten.biz.

Как избежать мошенничества при аренде жилья.

arendaКак избежать мошенничества в вопросах аренды недвижимости.

Многие специалисты считают, что аренда является одной из самых «прозрачных» составляющих существующего рынка недвижимости.

Подробнее...

Дарственная на квартиру. Как оформить дарственную на квартиру - договор дарения

darenieКонечно же, недвижимость – сам по себе роскошный подарок. Но просто сказать одариваемому: «Эта квартира тебе в подарок!» - еще недостаточно.

Подробнее...

Покупка недвижимости в Италии по регионам

italyМногие украинские и российские граждане мечтают не просто побывать в Италии, но и по возможности купить жилье для временного отдыха или постоянного проживания.

Подробнее...

Квартира на вторичном рынке. Как правильно провести осмотр

вторичный рынок жильяЛюбой специалист, который работает в сфере купли-продажи недвижимости, скажет, что выбор и принятие решения о покупке квартиры зависит, в большей степени, от первого впечатления.

Подробнее...

Недвижимость в Черногории: перспективы и выгоды

chernogoria2Небольшое знакомство с Черногорией
Черногорское государство располагается в юго-восточной Европе, близ Балканского полуострова. Столица Черногории – город Будва.

Подробнее...